фото Бауыржан веб

Запечатленные мгновения

Однажды Бауыржан Момышулы после моего приветствия, спросил: «Ты знаешь Нургису Тлендиева?» Я немного замялся и неуверенно ответил: «Знаю...»

- Общаешься с ним? – уточнил Бауке.
- Нет!
-Тогда как ты можешь знать его? – усы Бауыржана ощетинились, во взгляде появилась суровость.
- Он композитор, музыкант.
-Это известно каждому. А какой он человек, ты не можешь знать, если с ним не общался, - Бауке покачал головой, и, сурово посмотрев на меня, стал рассказывать: «Помню, как-то приехал ко мне из аула младший брат Сламбек. Тут зазвонил телефон. Трубку поднял брат.
-Как вы приедете? – изумился он напору звонившего. – Ведь Баукең болеет!
-Нет, мы приедем! – уперся Нургиса.
- Ну, уж если он сказал, что приедет, будьте уверены: так и сделает! – констатировал я. Так и произошло. Вот уже с шумом входит Нургиса, вместе с ним первый казах-балетмейстер и еще один человек. Они расположились на стульях. Я с супругой и Сламбеком на диване.
Ситуация складывалась интересная. У меня нет никакого желания с кем-то говорить, а Нургиса хочет общаться. Ты слышал когда-нибудь такие слова: «Жаяу кісі салт аттыға жолдас бола алмайды»? То есть, «Пеший всаднику не товарищ». А между тем, смысл выражения салт атты достаточно глубок.
Дело в том, что раньше у каждого казаха было транспортное средство – лошадь. И он, по мере возможности, приобретал для нее хорошее седло, уздечку и другие принадлежности конской упряжи. Так сказать, чтобы не было стыдно перед людьми. Если вы считаете, что салт атты означает просто всадника в единственном числе, это не верно.
Салт атты – всадник, который хорошо одевается, уверенный в себе и своей лошади. Прибыв в какой-нибудь аул, он выбирает, у кого бы остановиться. Еще будучи в седле, спрашивает: «Кто дома?»
В это время выбегает хозяин: «Мы дома!» Просит сойти с коня. Путник, следуя приглашению, спешивается и ослабляет подпругу. Тоже интересная деталь: проявление заботы о своей лошади. И пока гость не выполнит эту миссию, он не принимает приветствие хозяина дома, то есть, не подает ему руки.
И вот, приветствуя путника, хозяин предлагает ему почетное место – торе. Подает мягкую подушку под локоть. Всматриваясь в гостя и стараясь определить его статус, приглашает к дастархану. В это время по аулу распространяется весть: «К такому-то дому прибыл гость – салт атты». И стар и млад приходят поприветствовать его.
Хозяин дома и его супруга приступают к приему гостя, выполняя соответствующие обязанности, а дети рассматривают его в окна и двери. Почетные люди аула располагаются справа и слева от визитера. Эта традиция сейчас забыта, а мы ее видели в деле.
И вот старший аула обращается к гостю:
-Как доехали? В каком состоянии ваша лошадь? Не затруднил ли вас путь? Не испытали ли в дороге жажду? - Разве не интересны эти вопросы сами по себе?
Тем временем расстилается дастархан, подают напиток кумыс. В то время спиртного, как сейчас, не было. Но до подачи кумыса аксакал аула произносит особо значимые слова:
-Карағым, (то есть, милый гость), давайте знакомиться!
С одной стороны, это проявление воспитанности, а с другой – испытание гостя вопросом. Ответы бывают разные. Если у путника поэтические способности, он отвечает стихами, коротко излагая свою родословную.
-Да, дорогой, мы знаем о вашем роде. Ты, оказывается, из хорошего племени , - деп желдіртеді. Так что, предложение представить себя – это разведка. Если гость из известного уважаемого рода, и сам по себе понравился аксакалу, самый уважаемый человек аула незаметно подает взглядом знак сородичам. Это значит: надо позаботиться о его лошади и гостеприимно встретить путника. И тогда начнут резать скот, готовить пищу в большом казане. Выслушав, аксакал начинает представлять гостю свой род. Вообще, расшифровка действий такая: вы оказались нашим гостем, вам суждено отведать пищи в нашем доме. Будьте нашим желанным гос- тем, казахи называют его құтты қонақ.
Ты понимаешь смысл слов құтты қонақ? Есть в народе поговорка: «Құтты қонақ – құт, құтсыз қонақ - жұт», то есть, құтты қонақ – желанный гость сулит благо, изобилие, а құтсыз қонақ – нежеланный гость – голод.
Начинается «презентация» гостя. Обе стороны внимательно следят друг за другом. Если старший аула не признает в госте заслуг к уважению, то подаст знак – можете особо не беспокоиться: зарежьте небольшого барашка, пусть ночь переночует, да и продолжит свой путь.
Если гость заметит прохладное отношение к себе, то может выразить свое мнение: «Я специально выбрал ваш аул, считая, что вы из благополучного сословия». В зависимости от того, как правильно и удачно он выразит свое мнение и доводы, может измениться и отношение к гостю.
В этом состязании не может быть ничьей. Какая-то сторона должна обязательно победить. Состязание закончится признанием: «Кто находчив, тот победитель», и побежденная сторона признается в этом сама. Если гость победит, то перед ним извинятся, оплатят свою вину и встретят его по достоинству.
Тут Бауке, прикуривая сигарету, спрашивает:
-Ты задай мне вопрос: «Почему Вы вспомнили об этом?»
-А почему Вы вспомнили об этом?
-Я же сказал, что был болен, а Нургиса все-таки пришел. Честно говоря, я встретил его холодно. Хотя всячески старался проявить дипломатию. Намекаю жене налить ему сто граммов. Только та стала подниматься с места, как Нургиса остановил ее: «Жеңеше! Не надо!» Двое спутников, что пришли вместе с ним, не понимают, в чем дело. И все-таки Нургиса нашел выход из затруднительного положения, учтиво сказав:
-Услышав, что вы болеете, посчитал своим долгом навестить, узнать о состоянии вашего здоровья!
-Тогда прости, дорогой!
Я был доволен его ответом. Пред моим взором вновь предстал салт атты. Я вынужден был встать с дивана и принять участие в беседе. У меня сложилось хорошее впечатление о Нургисе. На душе стало легко, и мы мило стали вести беседу. Видно, что у Тлендиева разносторонние знания. Он хорошо знает фольклор, литературу, музыку. И лишь один недостаток - не может организовать свой интеллектуальный потенциал на должном уровне. Ему не хватает сдержанности.
И у меня есть представление о музыке. Я вижу, что Нургиса не только хороший композитор, но и отличный дирижер. Он талантлив от Бога. А ведь быть дирижером – большое искусство.
Бауке говорил вдохновенно:
-Если бы у его способностей была цель, то ею могло бы стать развитие казахстанской оперы. Быть образованным еще не все. Сколько людей, имея диплом, не могут применить свои знания? А умеющие организовать работу, достигают хороших результатов. Например, я чисто военный человек. В военном деле у меня хорошие знания. Если не верите, можете спросить у известных академиков. Но мой недостаток – я не умею их организовать.
-Это ваш недостаток.
-Конечно. Ты должен сначала проверить себя, испытать, узнать свои хорошие качества и недостатки. Почувствовав успех в одном направлении, нельзя себя всюду выставлять лидером – это глупо. Если не будешь ценить свои достоинства, тебя и родной сын не станет уважать. Надо любить то, что тебе дано природой.
Еще один недостаток Нургисы – он не признает мнения других, считая свое абсолютно верным. Если бы он свои способности использовал целенаправленно, результаты были бы значительно выше... Что поделаешь, и у салт атты – одинокого путника были свои недостатки. Это закономерно, дорогой.
Выпустив дым сигареты, собеседник тихо сказал:
-Нургиса - самородок. Он – продолжение наших великих композиторов. Со своим прямым характером Тлендиев не умеет приспосабливаться. Как-то ему не понравилось исполнение одной известной певицы. Во время антракта он резко сказал ей принародно: «Если не умеешь раскрывать рот, то нечего пытаться песни петь!» Сказать такое, при людях, да еще женщине... Коллеги долго помнили этот случай. Вот пример его прямого характера. Да, Нургиса еще что-то хотел добавить, но его остановил Курманбек Жандарбеков: «Хватит, все, что нужно, ты уже сказал!» Курекен тоже был талантливой личностью. Хороший актер, поет чудесно. Из народных артистов он самый высокообразованный. Однажды при встрече он мне и рассказал об этом случае.
Надо признаться, Нургиса мне нравится тем, что никогда не старается занять чье-то место, не ставит себя выше других. Не стремится к высоким должностям, не завидует никому, не мелочный. Кстати, эти качества были присущи учителю Пушкина - поэту Жуковскому. Почувствовав преимущество молодого поэта, он его поднял на высоту. К примеру, Петр Первый, проиграв бой шведам, отступая, восхищался противником: «Молодец, Карл! Поздравляю с победой!» Раненый Багратион, обняв гриву своего коня, обернулся назад и крикнул: «Молодцы, французы!»
Некоторые заранее кому-то роют яму. Я такой болезни у Нургисы не замечал. Но я знаю одного образованного композитора, доцента, который очень высокого мнения о себе, но он и мизинчика Нургисы не стоит...»
Тут Бауыржан стал курить одну сигарету за другой и замолчал. Это значило – разговор окончен.
Мамытбек КАЛДАБАЙ.
Перевод Оралжана Масатбаева,
Ольга КРЕМЕНЦОВА.