Ожидайте пожалуйста, идет загрузка календаря...

ОБЛАСТНАЯ ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКАЯ ГАЗЕТА
Размер шрифта: +

Люди станции Матай

IMG 9927 веб

В Национальной библиотеке Республики Казахстан в Алматы прошла презентация книги «Станция Матай. Золотые пески» известного казахстанского журналиста, неоднократного победителя всесоюзных, республиканских и областных конкурсов Кабдрахмана Наурызбаева, приуроченная к 25-летию Независимости Казахстана и Дню работников железнодорожного транспорта Республики Казахстан.

В художественно-публицистической форме автором книги подана не только история станции Матай, но и история строительства Туркестано-Сибирской железнодорожной магистрали – ударной стройки 1-й пятилетки СССР наряду со строительством ДнепроГЭС. Также в краткой форме представлена история возникновения первой железной дороги в Великобритании, в России (Петербург-Царское Село) и в Казахстане.
Подробно рассказано о Михаиле Тимофеевиче Калашникове, дважды Герое Социалистического Труда, лауреате Ленинской премии, генерал-лейтенанте, который начал конструировать знаменитый на весь мир автомат АК в ремонтных мастерских Матайского паровозного депо в 1942 году. Для этого автор изучил все книги и интервью с Калашниковым, опубликованные в период с 1949 года до конца жизни знаменитого оружейника, который неоднократно подчеркивал, что именно благодаря ремонтным мастерским Матайского паровозного депо он начал конструировать свое оружие. Калашников, родившийся в селе Курья Алтайского края, куда он возвращался после тяжелого ранения (командир танка, старший сержант) и излечения в госпитале, знал, что там даже не имеется токарного станка. Поэтому он сошел на станции Матай, где работал до войны. На вооружение автомат Калашникова был принят в 1949 году, а его родиной является Казахстан.
Большая часть книги посвящена рассказу о трудовых делах матайских железнодорожников. Это знаменитый машинист паровоза Мухтар Каптагаев, кавалер ордена Ленина и ряда других наград, лауреат Сталинской (Государственной) премии, депутат Верховного Совета СССР, который в годы Великой Отечественной войны, как многие машинисты, работал без кочегара.
Также читателям представлена крупнейшая в мире династия железнодорожников Маусынбековых, общий трудовой стаж которых составляет около 800 лет.
Есть и пронзительная история любви дорожного рабочего Калибека Босбаева и ссыльной немки Лидии Керн, которую привела в дом жена Калибека Дамели. У них не было своих детей, поэтому они удочерили Сакыпжамал и усыновили трехмесячного русского мальчика, от которого отказалась мать, и назвали его Тулегеном. А когда Лидия подросла, Дамели уговорила мужа жениться на ней. У них родилось 8 детей, и всех их воспитывала Дамели, а Лидия (Латипа на казахский манер) с Калибеком работали. Эти дети называли Дамели старшей мамой.
В книге также приведен список матайцев – участников Великой Отечественной войны и первостроителей Турксиба. Рассказывается о местных школе, детском саде, больнице. Особое место занимает рассказ о директоре железнодорожной школы №153 с казахским языком обучения Байболе Нурпеисове, в 18 лет добровольцем ушедшем на фронт. Он первым из казахской интеллигенции на 1-м съезде учителей Казахстана выступил с предложением давать аббревиатуру КПСС, ВЛКСМ и так далее в казахской транскрипции, за что ему был пришит ярлык «националиста», и он долго подвергался гонениям, но от своего не отступил. Самое любопытное, что его сын Кудайберген организовал выпуск пишущих машинок с казахским шрифтом на Украине.
На презентации книги выступила Айнакоз Сатыбалдиевна Ахмолданова – автор идеи написания книги, в свое время работавшая акимом Матайского поселкового округа. Генеральный спонсор издания – известный бизнесмен и меценат Сабыр Кадырулы, который родом из Матая. Издала книгу на свои средства Надия Самбетова – внучка знаменитого пекаря Смагали Самбетова, за хлебом которого приезжали со всего Турксиба. О нем в книге также представлен большой очерк. Также выступили ветеран труда Орал Исанова, бывшая заместитель акима района, и Нурлан Есполов – начальник Матайского локомотивного депо. Они выразили большую благодарность автору книги за создание серьезного труда о родном крае: в твердом переплете, на мелованной бумаге, с полноцветной печатью, объемом более 700 страниц высокохудожественной прозы.

Андрей ЧЕРНЕНКО.

Сверкало солнце на спицах
Средиземноморье заменяет Капшагай
Курс валют доллара евро рубля в Казахстане