Ожидайте пожалуйста, идет загрузка календаря...

ОБЛАСТНАЯ ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКАЯ ГАЗЕТА
Размер шрифта: +

Устав Казахского государства

Неизвестное об известном

Глава государства, Лидер нации Нурсултан Назарбаев не раз подчеркивал, что независимости Казахстана предшествовали усилия многих поколений нашего народа. И это верно. Со своей же стороны, хочу сказать вот о чем.  В четвертом пункте 3-ей статьи Конституции страны записано:  «Государственная власть в Республике едина, осуществляется на основе Конституции и законов в соответствии с принципом ее разделения на законодательную, исполнительную и судебную ветви и взаимодействия между собой с использованием системы сдержек и противовесов». В новом Основном Законе Казахстана, принятом 30 августа 1995 года по итогам общенародного референдума, впервые судебной ветви власти придан конституционный статус. Такого не было ни в одной из трех предыдущих Конституций Казахстана. И весьма символично, что только с обретением независимости закреплен был конституционно статус судебной ветви власти.

Об этом же более ста лет назад говорили известные казахские деятели Ахмет Байтурсынов, Алихан Букейханов и Миржакип Дулатов, составившие «Каркаралинскую петицию». Если же взять более раннее время, то об этом говорил великий казахский ученый и просветитель Чокан Валиханов в своей работе «Письмо по поводу судебной реформы». А как не вспомнить труды о судебной реформе Барлыбека Сыртанова, уроженца Арасанской волости Капальского уезда (ныне территория Аксуского района Алматинской области), родившегося в 1886 году.
Хотя по образованию Барлыбек Сыртанов был востоковедом (он окончил факультет востоковедения Петербургского университета), не в меньшей мере его интересовали вопросы права и конституционного строительства. Об этом ярко свидетельствует «Устав Казахского государства», который он составил втайне от властей в 1910-1913 годы. Он состоит из 25 глав и вызывает восхищение тем, что уже тогда Сыртанов предвосхитил многое из сегодняшней нашей жизни. Барлыбеку Сыртанову глубоко импонировала теория Монтескье, утверждавшего, что «если законодательная и исполнительная власти будут находиться в руках одного человека или организации, не бывать демократии, поскольку этот монарх или сенат станет тираном... Если судебная власть не будет отделена от законодательной и исполнительной власти, также не бывать демократии». Эту мысль выдающегося французского просветителя, правоведа и философа Сыртанов развивает в своем «Уставе»: «В Казахском государстве власть должна состоять из законодательной, исполнительной и судебной. То, что они не подчиняются друг другу, и является гарантом недопущения беззакония». Эта идея нашла свое отражение в нормах Конституции Республики Казахстан только через 80 лет, после получения Казахстаном независимости.
Особое место во взглядах Барлыбека Сыртанова занимают вопросы судебной власти. Десятилетия назад он говорил о необходимости полной независимости суда и о путях ее достижения: «Судья, разрешая спор, не должен подчиняться ни правительству, ни какому-либо человеку. Суд должен принимать решение только на основе норм закона. К тем, кто влияет на судей, применяется судебный приговор. Судьи назначаются пожизненно... Судьи, нарушившие или не исполняющие законы, освобождаются».
Или возьмем такие положения из «Устава» Сыртанова: «В судах не должно быть партий. Судья лишается права входить в партию. Если он скрывает членство в партии, то должен быть уволен». Как известно из периода советской истории Казахстана, граждане, не являющиеся членами КПСС, не могли быть избраны судьями.
Немаловажное место в «Уставе» Сыртанова занимает проб-лема защиты прав человека в государстве. Он считал, что в демократическом обществе люди равны перед законом независимо от религии, пола, социального положения, должности. Это требование, как известно, является краеугольным камнем цивилизованного, свободного общества. Вот видение Сыртанова по этому поводу: «В Казахском государстве все люди равны. Не допускается унижение людей по религиозному, кровному, родовому, половому признаку. Человек отвечает только перед законом и перед богом».  А теперь вновь обратимся к действующей Конституции. В статье 14 закреплены следующие положения: «1. Все равны перед законом и судом. 2. Никто не может подвергаться какой-либо дискриминации по мотивам происхождения, социального, должностного и имущественного положения, пола, расы, национальности, языка, отношения к религии, убеждений, места жительства или по любым иным обстоятельствам». Как мы видим, базовое положение Конституции по своему содержанию напрямую перекликается с тем, о чем говорил в своем «Уставе» Сыртанов, по сути, является ее продолжением. И это еще более достойно нашего восхищения и уважения, если учесть, что при составлении Конституции Республики Казахстан, принятой на всенародном референдуме в 1995 году, был учтен опыт конституционного строительства более 30 стран мира, в числе которых самые развитые государства.
И еще. Отдельная статья «Устава» Сыртанова посвящена праву собственности: «Каждый человек имеет право на все виды имущества. Владение, пользование и распоряжение имуществом не должно приносить вреда людям. Имущества можно лишить только на основании закона или путем выплаты его стоимости».
Сто с лишним лет назад составил свой «Устав Казахского государства» видный просветитель, настоящий патриот Барлыбек Сыртанов, чей глубокий ум, любовь к знаниям и трудолюбие позволили ему освоить многие науки, высказать свое видение будущего Казахстана, в том числе в вопросах права, судопроизводства и конституционного строительства.
И последнее. Совсем недавно, по инициативе местных органов власти, аул Кызылту Аксуского района был переименован в аул Барлыбека Сыртанова. Память о великих деяниях гражданина и пат-риота, который более ста лет назад предвосхитил возникновение независимого государства, навсегда останется в наших сердцах.
Кабдрахман Наурызбаев,
г. Талдыкорган.

Главный Закон страны
В одной большой семье
Курс валют доллара евро рубля в Казахстане